Земли Волков

Объявление

Мы переехали! http://wolfslands2.rolka.su/

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Земли Волков » Волки » Жеводанский Зверь


Жеводанский Зверь

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Жевода́нский Зверь (фр. La Bête du Gévaudan) — мифическое волкоподобное существо, зверь-людоед, терроризировавший французскую провинцию Жеводан (ныне департамент Лозер), а именно поселения в Маржеридских горах на юге Франции с 1764 по 1767 год. Жертвами Жеводанского Зверя стали около 200 человек, о его уничтожении объявлялось несколько раз, однако споры о природе Жеводанского Зверя не завершились даже с прекращением нападений.
Внешний вид и поведение
Жеводанский Зверь описывался очевидцами как хищник наподобие волка, но размером с корову, с очень широкой грудью, длинным гибким хвостом с кисточкой на конце, как у льва, вытянутой мордой, как у борзой, с небольшими заострёнными ушами и большими, выдающимися из пасти клыками. Шерсть у Зверя была, согласно большинству очевидцев, желтовато-рыжая, но вдоль хребта на спине у него была необычная полоска тёмной шерсти. Иногда речь шла о крупных тёмных пятнах на спине и боках.

Памятник Жеводанскому Зверю, находящийся близ деревни Соже в Авиньоне

Тактика Зверя была нетипична для хищника: он в первую очередь метил в голову, раздирая лицо, и не пытался, подобно обычным хищникам, перегрызть горло или конечности. Обычно он сбивал жертву наземь стремительным броском, но позже освоил и иную тактику — приблизившись в горизонтальном положении, поднимался перед жертвой на дыбы и наносил удары передними лапами. Своих жертв он часто оставлял обезглавленными. Если Зверь был вынужден бежать, он уходил лёгкой ровной пробежкой.

Людей Зверь явно предпочитал как добычу скоту — в тех случаях, когда жертва оказывалась рядом со стадом коров, коз или овец, Зверь нападал именно на пастуха, не обращая внимания на животных. Обычными жертвами Зверя были женщины или дети — работавшие в одиночку или даже по двое и не имеющие при себе оружия. Мужчины, как правило, работавшие в поле большими группами и способные отбиться от хищника косами и вилами, жертвами его практически не становились.

Количество нападений заставляло многих людей думать, что они имеют дело не с одним Зверем, а с целой стаей. Некоторые свидетели отмечали, что спутником Зверя было подобное ему животное — взрослое либо молодое. В некоторых источниках можно встретить упоминание о том, что рядом со Зверем один или два раза видели какого-то человека, что заставляло некоторых предполагать, что Зверя выдрессировал для нападения на людей некий злодей — хотя последнее относится уже к области связанных со Зверем мифов.

Зверь никогда не попадался в капканы и ловушки, игнорировал отравленные приманки, в изобилии разбрасываемые в лесу, и в течение трёх лет успешно уходил от устраиваемых на него облав — все это свидетельствовало о том, что Жеводанский Зверь вовсе не был безумным хищником, он отличался исключительным для волка интеллектом, вселявшим в невежественных крестьян уверенность в том, что они имеют дело с оборотнем (фр. loup-garou) — человеком, способным обращаться в волка. Как свидетельствовал эпизод с почти удавшейся попыткой застрелить Зверя в октябре 1764 года, он обладал редкостной живучестью, что только подтверждало эти суеверия (оборотня можно убить только серебряной пулей). Как ни странно, именно серебряной пулей Зверь — если считать им уничтоженного в 1767 году волка-людоеда — и был убит.

Нападения по годам

1764 год

Первое упоминание о Звере относится к 1 июня 1764 года, когда он сделал попытку напасть на крестьянку из города Лангонь, пасшую стадо коров в лесу Меркуар (Mercoire). Некое напоминающее волка существо выскочило из леса и бросилось на неё, но было отогнано быками из стада.

Первой жертвой Зверя стала четырнадцатилетняя Жанна Буле (Jeanne Boulet), убитая 30 июня 1764 года близ деревни Ибак (Hubacs), недалеко от Лангоня. В августе им были убиты ещё двое детей — девочка и мальчик, в течение сентября Зверь унёс жизни ещё 5 детей, среди которых был и юноша — сын местного аристократа, графа д’Апше (d’Apcher). К концу октября количество жертв достигло одиннадцати. Затем Зверь на месяц исчез, что было связано с его тяжёлым ранением двумя охотниками, а 25 ноября возобновил свою деятельность, убив семидесятилетнюю Катерину Валли (Catherine Vally). В общей сложности в 1764 году пострадали 27 человек.

1765 год

Начав в декабре 1764 года практически беспрестанную череду нападений — иногда по 2-3 нападения за день, 4 нападения и два трупа за один день 27 декабря — Зверь продолжил её в январе 1765. В течение января Зверь нападал на людей 18 раз, то есть через день. К счастью, не каждое нападение оканчивалось смертью жертвы. 12 января 1765 года группа детей — тринадцатилетний Жак Портфэ (Jacques Portefaix), с ним четыре мальчика и две девочки от 9 до 13 лет подверглись нападению Жеводанского Зверя, но сумели от него отбиться, бросая в него палками и камнями (впрочем, Зверь убил в тот же день малолетнего сына местного жителя де Греза). В феврале нападения продолжились с той же частотой, но Зверю перестало везти — людям чаще удавалось от него уйти. Тем не менее, Зверь в течение всей весны 1765 года нападал с тем же темпом — через день. 5 апреля ему удалось напасть на группу из четверых детей и убить всех — им не повезло так, как Жаку Портфэ и его друзьям. Всего до 12 сентября, когда было совершено последнее убийство, Зверь унёс жизни 55 человек, в основном детей и женщин, и совершив 134 нападения. После этого Зверь неожиданно затих — это, вероятно, было связано с убийством волка-людоеда лейтенантом де Ботером 20 сентября. Являлся ли убитый волк Зверем или нет — убийства прекратились.

1766 год

Однако 2 декабря 1765 года Зверь вернулся, напав близ Бессер-Сент-Мари на двух детей, 14 и 7 лет, а 10 декабря тяжело ранил двух женщин около Лашампа (Lachamps). 14 декабря у деревни Полак (Paulhac) от него чудом спасся молодой человек, а 21 и 23 декабря на счету воскресшего Зверя появились новые трупы. Зимой и весной он нападал на людей не так регулярно, как год назад — по три-четыре раза в месяц. Однако летом аппетиты Жеводанского Зверя обострились, и нападения участились — до 1 ноября, когда, убив 12-летнего Жан-Пьера Олье (Jean-Pierre Ollier) около деревни Сушер (Soucheyre), Зверь неожиданно снова канул в никуда — тем неожиданнее, что особо крупной охоты на него в это время не велось и особенно крупных волков, в отличие от предыдущего года, охотники не убивали. Всего за конец 1765 года и весь 1766 год Зверь совершил 41 нападение.

1767 год

Зверь не появлялся в течение 122 дней, то есть до весны, и жеводанские поселяне вздохнули было спокойно. Радоваться было рано. 2 марта 1767 года Зверь убил мальчика у деревни Понтажу (Pontajou) и возобновил свою кровавую жатву, причём с двойной энергией, совершив в течение одного апреля 8 нападений, а в течение одного мая — 19 (в общей сложности 36) и, видимо, побил бы собственные рекорды 1765 года, но 19 июня 1767 года он был, наконец, убит Жаном Шастелем. Учитывая эпизод с де Ботером, Жеводан был вправе ждать четвертого пришествия Зверя, однако Жеводанский Зверь так никогда и не вернулся. Он был убит раз и навсегда.

Таким образом, официальные документы того времени свидетельствуют о 230 нападениях, включая 51 случай увечий и 123 смерти. Благодаря точности и сохранности церковно-приходских книг эту цифру можно считать окончательной. Поимённый список жертв можно найти здесь. Другие источники увеличивают количество нападений до 306. [4]

Охота на Зверя. Первые попытки

Жеводанский Зверь поедает трупы жертв

Осенью 1764 года, когда нападения Зверя уже приняли пугающие масштабы, на его уничтожение военным губернатором Лангедока графом де Монканом (de Moncan) был направлен отряд из 56 драгун под командованием капитана Жака Дюамеля (Jacques Duhamel). Драгуны провели несколько облав в окрестных лесах и перебили около сотни волков, но поймать Зверя не смогли.

0

2

В октябре 1764 года двое охотников, случайно наткнувшись на Зверя у лесной опушки, сделали по нему выстрел с расстояния не более чем десяти шагов. Выстрел поверг чудовище на землю, но оно тут же вскочило на лапы; второй выстрел снова заставил его упасть, однако Зверь все же сумел подняться и побежать в лес. Охотники следовали за ним по кровавым следам, однако всё, что им удалось найти — растерзанное тело жертвы Зверя — парня 21 года, убитого в тот же день, но ранее. После этого на некоторое время нападения Зверя прекратились, но ближе к зиме возобновились снова.
Эпизод со спасением тринадцатилетнего Жака Портфэ и его товарищей от Жеводанского Зверя 12 января 1765 года привлек внимание короля Франции — Людовика XV, который наградил юношей, повелев выдать им 300 ливров. Тогда же король приказал профессиональным охотникам из Нормандии — Жану-Шарлю-Марку-Антуану Вомеслю Дюневалю (d’Enneval) и его сыну Жану-Франсуа Дюневалю уничтожить чудовище. Дюневаль-отец был одним из самых известных охотников Франции, за свою жизнь он лично убил более тысячи волков.

Отец и сын прибыли в Клермон-Ферран 17 февраля 1765 года, привезя с собой свору из восьми гончих, натасканных в охоте на волков, и посвятили несколько месяцев этой охоте. Они успели устроить несколько массовых облав, в крупнейшей из которых — 9 августа 1765 года — участвовало 117 солдат и 600 местных жителей. Тем не менее, достигнуть успеха им не удалось, а число жертв Жеводанского Зверя росло. Уже 11 августа, два дня спустя после большой облавы, Зверь словно в насмешку над охотниками напал на девушку по имени Мари-Жанна Вале (Marie Jeanne Valet). К счастью, ей удалось отбиться от Зверя. Ныне у деревни Полак (Paulhac) в Лозере находится скульптура, изображающая это событие. Так или иначе, усилия отца и сына Дюневаля были безуспешны.

Франсуа Антуан де Ботер

Лейтенант де Ботер убивает Жеводанского Зверя

В июне 1765 года Дюневалей по приказу короля сменил Франсуа Антуан де Ботер (François Antoine de Beauterne, часто ошибочно именуемый Антуаном де Ботером), носитель королевской аркебузы и Лейтенант Охоты. Он прибыл в ле Мальзьё 22 июня. Де Ботер начал методично прочесывать леса; в ходе трехмесячной охоты были истреблены 1200 волков.

20 сентября 1765 года де Ботер и его охотники (сорок местных доброхотов, 12 собак) обнаружили необычайно крупного волка, которого и сочли Жеводанским Зверем — он был поднят собаками из кустов. Выстрел де Ботера поразил его в плечо; Зверь попытался бежать, но выстрел одного из охотников попал ему в голову, пробив правый глаз и череп. Животное упало, но, пока охотники перезаряжали ружья, Зверь вскочил на ноги и кинулся на де Ботера. Второй залп отбросил волка назад, и на этот раз волк был убит.

Убитый де Ботером и его охотниками волк был 80 см в холке, длиной 1,7 м и весил 60 кг, то есть был почти вдвое больше обычного. Убитый зверь был назван «волком из Шаз» (Le Loup de Chazes) по находившемуся вблизи аббатству Шаз. Де Ботер послал королю отчёт, в котором было заявлено: «В настоящем отчёте, заверенном нашими подписями, мы заявляем, что никогда не видели волка, которого можно было бы сравнить с этим. Вот почему мы полагаем, что это именно тот страшный зверь, который причинял такой ущерб королевству». Более того, в желудке волка были найдены несколько полос красной материи — это свидетельствовало о том, что волк из Шаз был людоедом.

Чучело волка было доставлено в Версаль и предъявлено королю, де Ботер получил значительное вознаграждение и был прославлен как герой. Однако скоро стало очевидным, что волк из Шаз не был Жеводанским Зверем.

Жан Шастель

Стела с изображением Жана Шастеля в Бессер-Сент-Мари, Лозер

2 декабря 1765 года Жеводанский Зверь возобновил свои нападения, близ Бессер-Сент-Мари напав на двух детей. С этого времени нападения Зверя стали регулярными, к тому же он начал нападать на людей уже вблизи домов. Жеводан замер в ужасе, однако осенью 1766 года Зверь неожиданно затих. В течение 122 дней — с 1 ноября 1766 года по 2 марта 1767 нападений не было, Зверь словно исчез. Однако весной 1767 года Зверь появился снова и явно старался наверстать упущенное: за один апрель 1767 года его жертвами стали шесть человек.

Граф д’Апше, не потеряв надежды уничтожить монстра и отомстить ему за смерть сына, проводил в горах одну облаву за другой. Наконец, 19 июня 1767 года крупнейшая из таких облав — с участием более чем 300 охотников — увенчалась успехом: одному из них — Жану Шастелю (Jean Chastel) — удалось застрелить чудовище.

Жан Шастель, будучи чрезвычайно религиозным человеком, зарядил своё ружье именно освящёнными серебряными пулями и взял с собой Библию. Во время привала Шастель раскрыл Библию и начал читать молитву, и в этот момент из чащи выпрыгнул гигантский волк. Он остановился перед Шастелем и посмотрел на него, и в этот момент Шастель выстрелил в упор, затем перезарядил ружье и выстрелил повторно. Две серебряные пули достигли цели — волк был убит наповал. Впрочем, вероятно, что все эти подробности были добавлены позже, чтобы приукрасить легенду.

Как и волк, убитый де Ботером, этот предполагаемый Зверь отличался огромными размерами, шерсть его отличалась именно желтовато-рыжим цветом. В его желудке нашли остатки предплечья маленькой девочки, погибшей накануне. Тушу волка возили по всему Жеводану из города в город, чтобы убедить поселян в смерти Зверя; затем, опять же набив из нее чучело, доставили королю. К сожалению, на этот раз чучело было сделано прескверно и начало разлагаться; покоробленный невыносимой вонью Людовик XV велел выбросить чучело на свалку.

Так или иначе, с этого момента нападения Зверя прекратились, и можно с достаточной долей уверенности считать, что убитый Жаном Шастелем волк и был тем самым Жеводанским Зверем.

Версии

Современная реконструкция эндрюсарха, вполне согласующаяся с описанием Жеводанского Зверя

До тех пор, пока Зверь не был убит, о его природе строили различные предположения: например, что речь идёт о сильно преувеличенных нападениях различных волков, что это loup-garou (оборотень), что это демон, вызванный неким колдуном или же кара от Всевышнего, посланная за грехи. Современные криптозоологи дают ему разные толкования, вплоть до реликтового саблезубого тигра или вымершего в период позднего эоцена (то есть более 40 млн.лет назад) древнего хищника эндрюсарха. Тем не менее, криптозоологические объяснения выглядят крайне натянутыми, поскольку нет никаких достоверных свидетельств о появлении подобных животных в Жеводане и окрестностях раньше или позже 1764—1767 годов.

Волк

Волки чрезвычайно редко нападают на людей и вообще избегают встреч с человеком, а вот домашний скот «режут» с охотой. Обычно крупные хищники становятся людоедами по причине травмы, когда они не в состоянии охотиться на свою привычную дичь. Жеводанский Зверь же, однако, нападал на людей и в том случае, если рядом находились домашние животные — даже такая, казалось бы, лёгкая по сравнению с человеком добыча, как козы или овцы. Никаких следов травм на нем не замечали, это было необыкновенно сильное и быстрое животное, тем более — для волка. Существует вполне обоснованное мнение, что волки в прошлом были намного крупнее, чем сейчас, но по мере их истребления измельчали. Весьма вероятно, что нападения Зверя совершались разными волками-людоедами, а не одним монстром, а фантазия крестьян, сильно преувеличив их, приписала одному-единственному зверю, значительно к тому же исказив его внешность. Таких волков могло быть три: первый, самый кровожадный, был убит де Ботером, второй погиб осенью 1766 года по неизвестной причине, возможно, попался в одну из расставленных в лесу западней, третий же и был застрелен Шастелем в 1767.

0

3

Гиена
Некоторые теории обращают внимание на крайне необычную для волка внешность Зверя и предполагают, что речь идет о представителе другого вида — например, чрезвычайно экзотичной для Европы гиене . Гиены двух видов, хотя и очень редко, нападают на людей: это встречающаяся в Африке, на Ближнем Востоке и в Пакистане полосатая гиена и более крупная африканская пятнистая гиена, причем последние имеют размеры до 1,3 м в длину и до 80 см в холке. При нападении на людей гиены действительно предпочитают кусать жертву в лицо, как и Жеводанский Зверь; однако гиены плохо прыгают, и у них нет той лёгкой ровной рыси при беге, что приписывалась Зверю.

Гибрид волка и собаки

Возможно, Зверь был особо крупным гибридом волка и собаки; подобные существа нередко рождались при случках диких волков и домашних (одичавших) собак. Гибриды, в отличие от родителя-волка, не боятся людей и вполне могут напасть на человека. Этой версии придерживается французский натуралист Мишель Луи в своей книге «Жеводанский Зверь: невиновность волков» (La bête du Gévaudan: L’innocence des loups), она же воспроизводится в американском сериале «Animal-X».

Жеводанский Зверь в искусстве и массовой культуре
Роберт Льюис Стивенсон в своей книге «Путешествие с ослом в Севенны» (1879) рассказывает о Звере в такой манере:

Это была земля незабвенного ЗВЕРЯ, этого Наполеона Бонапарта среди волков. О, что у него была за карьера! Он прожил десять месяцев на свободе между Жеводаном и Виваре; он ел женщин, детей и «пастушек во всей их красе»; он гонялся за вооружёнными всадниками; видели, как он среди бела дня преследовал дилижанс с верховым по королевскому тракту, и карета и верховой удирали от него в ужасе, галопом. Повсюду с ним расклеивали плакаты, как с политическим преступником, и за его голову было обещано десять тысяч франков. И наконец, когда он был застрелен и привезен в Версаль, взирайте! обычный волк, и даже небольшой.

Американскому писателю Кларку Эштону Смиту принадлежит рассказ «Аверуанский Зверь» (The Beast of Averoigne) в сборнике «Затерянные Миры: Аверуан», где действие легенд о Звере перенесено в старинную французскую провинцию Аверуан (Овернь).
Жеводанскому Зверю, точнее, связанным с ним легендам посвящен фильм «Братство волка» (2001) французского режиссера Кристофа Гана. Хотя по крайней мере первая треть фильма — довольно точное воспроизведение исторических событий, далее создатели фильма отступают от исторической правды. Согласно их версии, Жеводанский Зверь — сенегальский лев, привезенный в Европу антагонистом фильма (это и был тот человек, сопровождавший Зверя) и использовавшийся религиозной сектой — «Братством волка», чтобы нагнетать страх в стране и перехватить власть в свои руки. Несмотря на коммерческий успех и положительные отзывы критики, фильм имеет мало общего с реальной историей Жеводанского Зверя.
По следам успеха «Братства волка» режиссером Патриком Вольсоном в 2003 году был снят и документально-игровой телевизионный фильм о Звере — «Жеводанский Зверь» (La bête du Gévaudan, 2003). Бюджет у него был значительно скромнее, но фильм был намного более корректен с исторической точки зрения. Он был показан на канале ARTE. В России фильм вышел в 2005 году на видео и DVD под названием «Братство Волка 2: Возвращение оборотня», хотя не имел никакого отношения к первому фильму. Речь в нем шла всё о тех же событиях и никаких оборотней в сюжете не было — лишь волки.
Жеводанскому Зверю был посвящен один из эпизодов австрало-американского сериала о криптидах — «Animal-X».
Жеводанский Зверь фигурирует в романе российской писательницы Л. А. Елистратовой «Физиологическая фантазия» (2007).
Жеводанский Зверь фигурирует в одном из томов сериала Rogue Angel (а именно Rogue Angel: Destiny), выпускаемого в США под псевдонимом Alex Archer.
Жеводанский Зверь косвенно фигурирует в рассказе американской писательницы Кэтлин Р. Кирнан «The Road of Pins» и упоминается в её же рассказе «Low Red Moon».
Один из персонажей настольной игры Nightmare — оборотень — носит имя Gévaudan the Werewolf (Жеводан-оборотень).
В серии книг Андрея Белянина «Профессиональный оборотень» (в соавторстве с Галиной Черной).

0


Вы здесь » Земли Волков » Волки » Жеводанский Зверь


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно